ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: "Был подвигом путь их нелегкий" (7 класс)

Открытый медиа-урок по географии, 7 класс

Цель: углубление и расширение знаний по истории исследования и изучение материков и океанов, о природе материков.
Задачи:
  • Создание целостного образа территории на основе разнообразных источников географической информации.
  • Закрепление основных знаний по всей теме.
  • Развитие памяти, умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предлагаемых вариантов.
  • Формирование умения работать в коллективе.
  • Воспитание ответственности и уважения к мнению одноклассников, создание условий для проявления своих творческих способностей.
  • Отработка навыков и умений работы с географическим атласом.
    Оборудование: атласы, настенные карты, рисунки, маршруты путешествий, портреты путешественников.
  • Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    Внимание! Ключ на старт! 5, 4, 3, 2, 1.
    Пуск! -
    и космический корабль устремляется на орбиту. Всего 90 минут полета нужно ему, чтобы совершить полный виток вокруг Земли. Кругосветное путешествие - за 1, 5 часа! То есть, пока мы с вами спокойно занимаемся в школе в течение двух уроков, человек смог увидеть нашу планету со всех сторон. Как только человек научился строить небольшие суда, его потянуло путешествовать и открывать новые земли. Длительное время районы Северного и Южного полюсов оставались недоступны для человека, но и они покорились отважным. Так началась эпоха Великих географических открытий, положившая начало истинному познанию мира.

    Целью многих людей разных стран мира было осуществление кругосветного путешествия. Причины их и задачи, которые люди ставили перед собой, были различны. Только за период с 1768 по 1872 год было совершено 29 кругосветных путешествий, из них организовано и проведено Англией - 11, Россией - 8, Францией - 7, Германией - 1.

    Это время оставило нам множество славных имен: Христофор Колумб, Васко да Гама, Семен Дежнев.

    2.Начнем нашу игру с разминки "Географическая цепочка"

    3. Рассказ учащихся (1 команда) о Христофоре Колумбе.

    При рассказе используются карты нарисованные учениками, костюмы, макеты кораблей.
    Остановка "Южная Америка".Викторина (каждой команде надо ответить на 5 вопросов, номера вопросов можно вытягивать).

    4. Рассказ учащихся (2 команда) о Васко да Гама

    Исторический фон

    В историческом рейтинге знаменитостей эпохи Великих географических открытий этот человек занимает, пожалуй, второе место — сразу вслед за Колумбом. Ну, в крайнем случае, твердое третье, пропуская вперед Магеллана. Ирония судьбы, однако, заключается, в том, что именно он в итоге нашел то, что безуспешно искали двое первых. А именно — богатые пряностями земли Южной Азии.

    Биография мореплавателя достоверными историческими данными не богата. Исследователи не смогли установить даже дату его рождения, известен лишь наиболее вероятный год — 1469-й. Зато точно известно, что Вашку (Васко) родился в семье дона Эштевана да Гамы, алькайда (наместника) маленького приморского городка под названием Синиш и ветерана крестовых походов в Марокко. Было у него два старших брата, Паулу и Айриш — позже с первым из них он поплывет к далеким берегам Индии. Была и сестра Тереза.

    Остановка "Африка". (викторина)

    5. Конкурс "Без карты нет географии"

    6. Рассказ учащихся о Куке.

    Остановка "Австралия" (викторина)

    Исторический фон

    Первые масштабные экспедиции в Атлантику

    Первые масштабные экспедиции в Атлантику начались еще с 1416 года — при покровительстве уже упомянутого принца Генриха, известного в истории под прозвищем Мореплаватель. Принц этот всю жизнь и энергию посвятил снаряжению флотилий и даже открыл первую в Европе целевую навигацкую школу. Более того, именно он первым, прочитав классическое сочинение Марко Поло, поставил перед соотечественниками задачу: найти прямой морской путь в Индию.

    Технически португальцы были к этому готовы: к концу XV столетия они уже активно использовали в плаваниях астролябию, угломерную линейку и квадрант, а по полуденному солнцу и таблицам склонения научились определять долготу. К 1482 году, вооруженные всеми этими инструментами и навыками, они достигли устья реки Конго, где и основали главную базу на пути освоения африканского побережья. Теперь сам бог велел двигаться дальше. Впрочем с точки зрения безопасности, конечно, следовало сначала собрать максимально подробные сведения о политическом и экономическом положении в странах Южной Азии. Ответственное задание возложили на некоего офицера по имени Перу ди Ковильян — это у него Васко да Гама, сам того не желая, впоследствии «украл» заслуженную славу первого португальца, достигшего Индии. Между тем именно эта яркая личность, авантюрист и доблестный воин, имевший опыт путешествий по Берберии и отменно владевший арабским языком, еще в 1487 году вместе со спутником Афонсу ди Пайва выехал из Лиссабона с секретным королевским заданием: добраться до «страны пряностей» и прощупать почву для морской экспедиции.

    7. Конкурс "Самое - самое"

    1. Самый крупный материк.
    2. Самый крупный полуостров.
    3. Самый крупный остров.
    4. Самая большая пустыня.
    5. Самая высокая гора.
    6. Самая длинная река.
    7. Самая полноводная река.
    8. Самое большое озеро.
    9. Самое глубокое озеро.
    10. Самый высокий водопад.
    11. Самое глубокое место в океане.
    12. Самое холодное место.
    13. Самый большой по площади океан.
    14. Самое высокогорное озеро.
    15. Самый сухой и самый влажный материк.

    Рефлексия

    1. Что вы узнали на этом уроке?
    2. Какая команда более активно участвовала?

    7. Заключение

    "Географическая цепочка"

    8. Домашнее задание

    Работа на карте
    Называть и показать на карте как можно больше географических названий в честь путешественников и исследователей южных материков.

    9. Поурочный балл

    Hosted by uCoz