Непрерывное экологическое образование
и воспитание в условиях сельской школы

Автор: Гуляева Мария Андреевна, учитель географии, экологии и руководитель экологического объединения "Мы - дитя природы"
Школа: МОУ "Тюбинская средняя общеобразовательная школа Намского улуса Республики Саха (Якутия)"

Экологическое образование и воспитание является основой развития экологической культуры, разумного и рационального использования природных ресурсов.

Человек - дитя природы. Бережное отношение к окружающей среде является залогом экологии человека, его долголетия. В решении этой проблемы большое значение имеет экологическое отношение к природе. Эти отношения были превращены в прекрасные обычаи, традиции.

Экологическое образование и воспитание - это просветительская работа в каждой семье, детском саду, школе, учреждениях использования всех её форм.

Наша школа с 1976 года ведет планомерную непрерывную работу по этноэкологическому воспитанию учащихся, учит любить и охранять свою родную природу. Туристическое движение в нашей школе развивалось с 1976 года. Это массовая форма активного отдыха и оздоровления детей, одно из важных средств воспитания детей.

Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим своего улуса, села с природными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно-полезную работу, приводят наблюдение за природой, охраняют её. Турпоходы - одна из увлекательных форм сбора материала о своем крае. Трудно переоценить образовательное и воспитательное значение похода. школьное краеведение без туризма, школьный туризм без краеведа, немыслимо. В туристическо - краеведческих походах воспитывается наблюдательность, самостоятельность, выносливость и смелость, чувство коллективизма, чуткое отношение к товарищу, принципиальность, любовь к родному краю. На улусных туслетах наша школа регулярно участвовала и занимала призовые места по самому содержательному походу, по ориентированию, по геологии, по туристическим навыкам.

Два учащихся, Новиков Кеша и Атласова Лена в 1985 г. были награждены значком "Юный турист СССР" по ориентированию. Вся наша научно-экологическая работа ведется на территории заказника резервата "Белоозерский", где мы занимаемся изучением традиций наших предков, флоры и фауны, их видового состава, за состоянием озера "Урун Куел". Школа всегда принимает активное участие в осенне-весенней рыбалке. Рыбалка - традиционное занятие наших предков, поэтому должно передаваться из поколение нашим ученикам, молодежи.

Школа регулярно участвует в научно-практической конференции "Шаг в будущее" на темы - "Уникальность озера "Урун Куел" и рыбные богатства", "Айыл5аттан айдарыылаах Баай Бэтэрикиэп - Бэстэрикиэптэр удьуордара, Уникальность озера "Урун Куел", Баай Бэстэрикиэп - Бэстэрикиэптэр а5а ууhун теруттэрэ", "Урун Куелгэ - куhунну мунха". Наша школа является центром по этно-экологическому образованию и воспитанию населения с. Тюбя Тюбинского наслега Намского улуса "Тюбя - наша гордость". Автором этой программы является Гуляева М.А.

Работы по этой программе должны вестись по трем направлениям:

  • Экологическое образование и воспитание;
  • Тиэргэн экологията (местная экология);
  • Экология окружающей среды.

    1 направление: Экологическое образование и воспитание

    1. У дошкольников - в детском саду, групповые прогулки на природу, в семьях - с родителями, где проходит ознакомление с различными явлениями природы, наблюдение за погодой, сменой времени года, за растениями. Создание экологической тропы.
    2. В нашей школе эта работа ведется по программе "Мы - дитя природы" по четырем направлениям:
      • Авторская программа по экологии с 5-8 классы (Гуляева Мария Андреевна)
      • "Родная деревня" - ознакомление и изучение истории наслега и улуса, материальной и духовной культуры народа, сбор материалов по энографии истории для школьного кабинета, музея.
      • Основы охраны окружающей среды - изучение и наблюдение экосостояния окружающей среды, введение разъяснительно - просветительской работы среды населения.
      • Создание туристко-экологической базы на территории "Белеозерского" резервата. Усиление научно-исследовательской работы. Организация туристических маршрутов по заповедным местам.
    3. Охватить экологическим образованием и воспитанием, все слои населения, большую плановую работу должны провести администрации наслега, руководителям учреждений, работники лесхоза, центр молодежи, руководителями, руководителем крестьянского хозяйств.

    2 направление: "Тиэргэн экологията" (местная экология)

      По понятиям "Местная экология" имеется в виду экология села: улицы, общественные организации, хозяйственные постройки. Основные требования:
    1. Держать в чистоте жилье помещения, дворы.
    2. Выращивать цветы, овощи, зеленые насаждения.
    3. Озеленить дворы общественных организаций, улучшить эстетический вид вывесок, наглядных агитаций.
    4. Вести строгий учет всех домашних животных, вести контроль их заведованием.

    3 направление: "Экология окружающей среды"

    1. Придерживаться к традициям своих предков по охране и бережному отношению к зеленым угодьям, пашням.
    2. Местное охотобщество должно строго контролировать за экологичсеким состоянием реки Лены, окружающих озер, за промыслом рыб.
    3. Работники лесхоза должны сделать за охраной леса, его богатства (сбор ягод, грибов, охота).
    4. Считать особо охраняемыми:
      • зеленую зону села (до 5 км);
      • экологические тропы;
      • Ытык кэрэ сирдэр;
      • Научно-исследовательская, учебная территория (Сэттэ Сэргэ, Кириэс, Культура, Хотугу Сайылык, Туруйалааах, Бардыалаах).
      • Белоозерский резерват;
      • Уникальное озеро "урун Куел".
      В каждом учебном предмете можно найти такие возможности, которые в аспекте своей науки раскрывали бы природоохранительные проблемы. В таком подходе можно выделить три уровня:
    1. Определение экологического компонента в содержании каждого учебного предмета.
    2. Междпредметная взаимосвязь экологических знаний.
    3. Интегрированные курсы по экологии и охране окружающей среды.

    Первый уровень - определение экологического компонента содержание каждого учебного предмета обязывает каждого учителя обращать внимание на совершенствование ЭО, на основе своего видения проблемы и составлять программу введения экологического компонента в содержании обучения.

    Второй уровень - межпредметная взаимосвязь предметов на основе экологических знаний - практикует взаимосвязь предметов на основе экологических знаний, когда и примеру учителя биологии, географии, физики, опираются на сведения полученные при изучении истории, изо т.д. Такая взаимосвязь обеспечивает, с одной стороны, взамимопереходы научного, эстетического и практического отношения природе, с другой, целостное восприятие окружающего мира как первоосновы человеческого существования.

    Третий уровень - интегрированные курсы по экологии и охраны окружающей среды предполагает осознание совокупности взаимосвязанных моделей, позволяющие воспринимать окружающий мир во всем единстве и многообразии. Такой подход сближает знания, представления, взгляды, убеждения создавая целостную карту мира. важно, чтобы учащиеся осознали, каким законом подчиняются природные явления, почему они взаимосвязаны, для чего надо знать эти законы, каковы границы их применимости, какова роль науки в преобразовании природы. Все делает очевидной необходимость интеграции знаний учащегося о мире.

    Учителя инновационного процесса:
  • ведут непосредственную работу с учащимися и родителями по индивидуальным планам.
  • организуют образовательный и воспитательный процесс в соответствии с принципом этно-экологического профиля школы.
  • создают психологический комфорт для осуществления идей этноэкологического комплекса.
  • Hosted by uCoz