РОЛЬ КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

1 стр.| 2 стр.

Выполнила: Гуляева Мария Андреевна, учитель географии и экологии

Введение

    В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
  1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар.
  2. Главная функция карты - отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым средством познания, т.к. никакие другие средства - и слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью - не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сечениях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности - вот почему, карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии.

"Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии" - такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л.С. Берг.

Учителя должны широко использовать карту для этих целей, например, приучать учеников на основе простого рассмотрения ее ответов на вопросы о географическом положении, относительных размеров объектов, расстояниях между ними. Приемы обучения чтению карты

Умение читать карту вырабатывается не сразу, оно должно совершенствоваться постепенно, в системе. Последняя должна быть тесно связана с системой географических и картографических знаний, т.к. чтение карт - не только опираться на них, но и использование в качестве особого метода получения из карты самих географических и картографических знаний.

    По сложности и глубине можно выделить три вида чтения карты:

  1. Элементарное чтение карты заключается в уяснении свойств данного предмета по его внешнему виду. Из соединения названия объекта с его изображением получаются суждения: "Это Уральские горы", "Вот Африка", Это государственная граница России".
  2. Сложное чтение состоит в умении делать на основе карты суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком; воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов земной поверхности. Приведем примеры: "Уральские горы вытянуты с севера на юг", Африка - нерасчлененный материк. Поверхность ее однообразна. Она лежит в жарком полюсе".
  3. Третья ступень чтения карты требует большого напряжения умственных сил. На основе, которых при помощи умозаключений учащийся делает выводы, приобретает новые знания. Пример: Основываясь на данных физической карты о географическом положении страны и изображенных на ней песках, соленых озерах, оросительных каналах, ученик сделал вывод, что здесь жаркий и засушливый климат.

При обучении географии у школьников надо воспитывать органическую потребность в частом обращении к карте для получения нужных сведений. С этой целью преподаватель пользуется правилом - не сообщать ученикам того, что они сами могут вычитать из карты. Правда, самостоятельное чтение карты требует несколько больше времени, но зато активизируется деятельность учащихся - усвоение получается глубже. Очень увлекательным для учащихся и простым приемом связного чтения карты является путешествие по карте. При изучении городов (VI класс) составляют такую таблицу:


    Более эффективным является прием, основанный на предварительном ознакомлении учащихся с программой, по которой следует читать карту. Учитель вырабатывает ее вместе с учениками в виде вопросов, на которые нужно искать ответы на карте. Например, в VI классе для характеристики морей:
  1. Показать на карте и сказать название.
  2. Связывается ли она с океаном, и как?
  3. Что омывает (какие государства, материки)?
  4. Какие острова и полуострова, а также другие особенности имеются в данном море?
  5. Какие реки впадают в море?
  6. Замерзают ли они?
  7. Какие имеются порты?
  8. Есть ли линии пароходных рейсов?
    Как видно, по характеру поставленных вопросов, программа относится к 1 и 2 виду чтения карты. По 3 виду чтения карты в VII классе, тема "Моря России":
  1. Круглый ли год длится свободная навигация в Карском море?
  2. Где продолжительнее навигация на западе Скандинавского полуострова или на Белом море?
  3. Подходит ли теплое течение Куро-Сиво к берегам России?
Самостоятельные практические работы учеников с картами - важнейшее средство обучению чтения карт. При их организации, задача учителя состоит в методически продуманном подборе упражнений и умелом руководстве работами учеников.

Чтение карт является очень эффективным методом обучения географии, так как оно дает осознанные, а значит, прочные знания работы с контурными картами, преследует те же цели закрепления и проверки картографических представлений учащихся. Полезным педагогическим приемом, ведущим к повышению картографических знаний, умений, навыков, являются разнообразные игры с картами, например, картографическое лото, домино, игры на отгадывание объектов по их картографическим символам и контурам, игры-путешествия по карте.

Карта должна стать привычным инструментом познания окружающего мира. Контурные карты удобны не только для составления схематических карт. По ним удобно проводить картометрические работы (измерение длин, площадей, направлений, работы по установлению на карте природных и искусственных границ (выявление границ бассейна рек, географического ландшафта, промышленных округов, ареалов)).

Дежурная карта - это обычная учебная стенная карта большого формата, на которой флажками или значками отмечаются важнейшие текущие географические события. Знаки эти соединяются шнурками с коротким пояснительным текстом, помощью кратких объяснений учителя с показом приемов работы с картой и проведения с учениками практических упражнений с картами и глобусом.

В УII классе учащиеся знакомятся с различиями карт по масштабу (мелко-, средне-, и крупномасштабные) с неизбежностью искажений на картах из-за кривизны Земли, получают понятие о характере этих искажений. Ученики знакомятся с изображением рельефа на топографических картах способом горизонталей, усваивают приемы ориентирования и нахождения на них точки своего "лагеря" по местным признакам, определения направлений на карте и на местности в азимутах. Большую роль здесь должны выполнять различные наглядные пособия, например, разрезные модели рельефа, стеклянные картомодели, топографические учебные карты.

На следующую страницу Доклада..
Hosted by uCoz