Элективный курс-практикум для 8-9 классов
"Ландшафты и человек"
Пояснительная записка
-
Базисные учебные планы содержат механизмы, позволяющие создать возможности для:
- выбора наиболее значимых элементов содержания образования и форм учебной деятельности ;
- дифференциации образования на всех ступенях обучения, усиления гибкости в организации учебного процесса путем использования модульного подхода к построению базовых и элективных курсов.
- частичного обновления содержания образования за счет элективных курсов;
- усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической ориентации.
-
Цели элективного курса-практикума " Ландшафты и человек".
- овладение умениями исследования ландшафтов своей местности и выявления их экологических проблем.
- выбор оптимального варианта взаимоотношений ландшафта и человека.
- осознание личной значимости для охраны ландшафта, формирование нетерпимости к бесхозяйственности и безответственному отношению к природе.
-
В основу программы положена определенная последовательность изучения проблемы взаимоотношения человека и природы:
- выявление фактов влияния человека на ландшафты в процессе наблюдений и практической работы.
- исследование причин, вызвавших негативную экологическую ситуацию.
- выдвижение идей о возможном решении проблемы.
- практическая деятельность по решению конкретной экологической проблемы своей местности и охраны природы.
Содержание программы:
- модуль. Ландшафты своего региона. Уникальность и разнообразие ландшафтов. Антропогенное влияние на ландшафты своего края.
- модуль. Оценка состояния ландшафта: экологическая, санитарно- гигиеническая, эстетическая, рекрационная.
Тема 1. Водоемы своей местности, проблемы их. Загрязнения и защиты от бытовых отходов.
Выявление сравнение участков водоемов, экологическое состояние которых удовлетворительно и подвержено загрязнению. Влияние загрязнения на растения и животных водоема. Определение субъективной значимости выявленных факторов. Формирование проблемы загрязнения водоема. Выдвижение и обсуждение проектов его оздоровления.
Практическая работа. Выполнение учащимися посильной работы по решению проблемы улучшения состояния местного водоема, очистка родника, малой реки, посадка деревьев и кустарников по берегам реки.
Экскурсия на местный водоем с целью изучения и оценки его загрязнения, экологического состояния и определения значимости проблемы его загрязнения лично для учащихся.
Тема 2. Шумовое загрязнение
Значение звуковой среды для жизни живых организмов и здоровья человека. Определение источников шума на улице, в школе, дома, формулирование проблемы шумового загрязнения. Влияние шумовых загрязнений на живые организмы.
Практическая работа. Поиски решения и деятельность учащихся по уменьшению шума в окружающей среде.состояния участков зоны и их влияния на здоровье, эстетическое воспитание, настроение. Определение источников и причин загрязнения. Формулирование проблемы загрязнения в среди твердыми бытовыми отходами. Обсуждение мер по решению проблемы. Практическая работа, экскурсия. Оценка санитарного состояния и причин загрязнения. Посильная деятельность учащихся по сохранению чистоты зоны.
Тема 3. Разрушение почв поверхностными водами.
Выявление значимости оврагообразования для ландшафтов. Определение причин образования оврага на территории своего населенного пункта или в его окрестностях. Формулирование проблемы разрушения почв. Осмысление идей ее решения. Практическая работа. Изучение процесса оврагообразования своей местности, создание проектов уничтожения оврага; практические действия по осуществлению процесса учащимися.
Тема 4. Сохранение памятников природы и культуры своей местности.
Значение памятников природы и культуры - научное, познавательное, эстетическое, этнографическое и другие. Состояние их в настоящее время. Формулирование проблемы сохранения памятника от разрушения и уничтожения. Значимость проблемы для учащихся. Обсуждение идей ее решения.
Сохранение памятников природы и культуры своей местности. Практическая работа. Подготовка проектов и решения сохранения памятников природы и культуры. Изучение экологического состояния памятников природы своей местности в походах и процессе экскурсионных маршрутов.
Тема 5. Проблема сохранения зон отдыха наслега и его в окрестностях.
Выявление зон отдыха и их значимости для местного населения. Оценка их состояния; чистота, благоустроенность. Проблема сохранения зон отдыха и их благоустройства. Деятельность по созданию экологических троп.
Практическая работа. Изучение состояния зон отдыха в наслеге и его окрестностях на экскурсиях, подготовка экскурсионных маршрутов на тропах, пропаганда учащимися экологические знания по охране природы среди учащихся и населения, выполнение учащимися и населения выполнение учащимися работ по улучшению состояния зон отдыха.
3 модуль. Формирование культурных ландшафтов ( практические работы на местности). Культура ландшафта. Восстановление поврежденных ландшафтов. Ландшафтные работы: обустройство и формирование ландшафтов, защитные насаждения, землеустройство, озеленение
На следующую страницу Программы курса..