Элективный курс-практикум для 8-9 классов
"Ландшафты и человек"
Пути реализации программы
Использование различных методов обучения при реализации программы расширяет возможности включения самостоятельной деятельности учащихся.
Более глубокое понимание учебного материала, развитие навыков решения комплексных задач дает обучение, основанное на общении. К таким видам деятельности относятся: ролевые, имитационные игры, дискуссии, инсценировки, моделирующие ситуации. В процессе таких занятий развивается способность воспринимать чужую точку зрения, а также навыки сотрудничества и разрешение конфликтов при совместном решении проблемы охраны природы.
Междисциплинарные творческие и учебное- исследовательские проекты ориентированы на деятельность, направленную на эмоциональное восприятие природы .Метод проекта ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проект по содержанию может быть однопредметным и межпредметным. Проектирование позволяет формировать такие личностные качества учащихся, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность, решать вопросы, анализировать результаты деятельности.
При организации практических работ теоретические знания, усвоенные на занятиях, углубляют и приобретают практическую направленность. Программа содержит практические работы и практикумы на местности. Основное назначение практических работ и экскурсий - формирование и развитие у учащихся умений и навыков наблюдения.
Выбор места проведения практической работы имеет большое значение для успешной ее организации. Территория, выбранная для полевых исследований учащихся, должна быть интересной в плане разнообразия природных объектов. Местом проведения исследования учащихся может быть и созданная экологическая тропа, доступная для посещения учащимися. Учитель заранее исследует природные условия выбранной территории с целью определения наиболее приемлемых для учебных целей природных объектов и маршрута их изучения. Важно определить конкретную деятельность учащихся по исследованию ландшафтов своей местности. Если учитель систематически организует и проводит изучение и охрану природы своей местности, то у него накапливается материал многолетних наблюдений. Использование его в последующей работе с учащимися дает возможность проводить наблюдения в сравнительном плане, что особенно важно при выявлении антропогенного влияния на окружающую природу. Одним из условий практической работы на местности является ведение дневников наблюдений. Записи наблюдений - один из ценных результатов исследований.
Учебно-тематический план реализации программы
№ | Тема | Кол-во часов | Виды занятий |
1 | Ландшафты своего региона | 1 | Конференция |
2 | Оценка состояния ландшафтов | 1 | Деловая игра |
3 | Оценка состояния водоемов | 1 | Экскурсия, практическая работа |
4 | Оценка состояния атмосферы | 1 | Экскурсия, урок- исследование |
5 | Разрушение почв, загрязнение твердыми бытовыми отходами | 1 | Экскурсия, практические работы на местности |
6 | Сохранение памятников природы | 1 | Экскурсия, практические работы на местности |
7 | Изучение и сохранение зон отдыха | 1 | Экскурсия, практические работы на экологической тропе |
8 | Формирование ландшафтов | 4 | Практические работы на местности |
9 | Сохранение ландшафтов своей местности | 1 | Защита проектов по сохранению и улучшению ландшафтов |
Всего часов | 12 |
Личностно-ориентированные технологии в системе экологического образования
- Целевая установка на развитие определенных заданных качеств личности на основе проектирования, с учетом не только требований социума, но и индивидуально-психологических личностных свойств;
- Конгруэнтность содержания определенной профессиональной деятельности;
- Интеграционное единство форм и методов в процессе взаимодействия обучаемых и педагогов.
Можно определить несколько видов технологий, относящихся в том числе и к личностно- ориентированным. Личностно- ориентированные технологии профессионального образования: - диалогические, игровые, тренинговые, проблемно- поисковые, интегративно- мониторинговые.
Использование понятия "личностно-ориентированная технология" основано на констатации ее основных содержательных компонентов, таких как:
-
Кратко охарактеризовать эти технологии можно следующим образом.
- Диалогические технологии - традиционные методы обучения, основанные на групповых и индивидуальных дискуссиях, анализе профессиональных ситуаций. Дают возможность выразить личное отношение к предмету дискуссии и прийти к консенсусу.
- Игровые технологии - широко распространенные в профессиональном образовании методы разноплановых игр: деловых, ролевых, дидактических и другие. В рамках игровых технологий обучаемому предоставляется своеобразное игровое поле, в котором она имеет возможность реализовать свои личные качества потенции, проявить свои творческие способности. Результативность этих технологий определяется функциями (коммуникативной, диагностической, коррекционной и.т.д.) и особенностями игровой деятельности (свободной, творческой, состязательной)
- Тренинговые технологии - высоко - действенные технологии профессионального Образования, позволяющие выработать заданные качества личности на основе тренинга рефлективности или определенного профессионального- поведенческого тренинга.
- Проблемно- поисковые технологии - это создание разноплановых проблемных ситуаций и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них. Они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость, профессионализм и другие ценности личностные качества.
- Интегративно мониторинговые технологии - это в основном технологии проектирования: проектирование сценариев профессиональной карьеры, виртуальное проектирование социально - профессиональной среды, создание мониторинга развития взаимоотношения с природой в профессиональной деятельности диагностирующие деятельности, диагностирующие семинары - тренинги. Все составленные технологии, вместе взятые и каждая в отдельности, способствуют преобразованию личности в процессе экологизации современного образования на основе отражения в образовании целостности природы, общества и самого человека. Ценностное отношение к природе как одно из проявлений экологической культуры личности представляет собой целостную систему индивидуальных, сознательных связей личности с природой, выражает ее личностный опыт, обуславливает ее поведение при взаимодействии с природой.
Оно проявляется и развивается в деятельности и общении, связанных с миром природы, но сам процесс его формирования напрямую зависит от применяемых образовательных технологий.
-
Мы говорим о личностно - ориентированных технологиях, поскольку они обеспечивают:
- Формирование ценностного отношения к природе и личностную ориентацию образования на любом предметном содержании;
- Становление личности как субьекта социоприродной реальности;
- Ориентацию на индивидуално-творческую самореализацию личности во взаимодействии с природой;
- Актуализацию личностных качеств индивида, таких как рефлексия, способность к диалогу, эмпатия, экологическая совесть и ответственность и другие;
- Интеграцию профессиональных и экологических ценностей;
- Взаимообусловленность становления индивидуально- творческого подхода к реализации субъективного отношения к природе;
- Стремление к поиску и самосовершенствованию в вопросах ценностного взаимодействия с природой в профессиональной деятельности.
Таким образом, ориентация на интересы личности в процессе профессиональной подготовки учителей естественного цикла адекватна современной образовательной модели поэтому наша задача сформировать те важные качества и интересы личности, которые необходимы для эффективного взаимодействия с природой и ее объектами в практической деятельности. С этих позиций применение личностно ориентированных технологий видится оптимальным, поскольку отличительной особенностью данных технологий является приоритет целенаправленного развития личности на основе формирования определенных личностных качеств и реализация их в процессе практического взаимодействия с природой.